Главная » Статьи » Мои статьи |
Кризис напугал и …
вылечил Часть 1 Вы можете не изменятся Выживание не является
обязанностью. Эдвард Деминг В начале
кризиса, казалось, наши предприятия увидят коренные проблемы, недоработки во
времена роста, и что-то будут менять. НУЛЬ. Все осталось, как и было.
Напугались немного, и опять, ничего не делаем, ждем, пока пойдут кредиты
потребителям, и «будем выходить из кризиса». Из кризиса не выходят вместе с
кем-то. С кризисом сугубо индивидуальный счет. Как говорят: все семейные пары
счастливы одинаково, а вот несчастны каждая по - своему. Катализатором трансформации является руководитель предприятия. Если он понимает динамику развития предприятия, жизненные циклы всех его слагаемых (технологий, рынков, продуктов) а также турбулентность внешней среды, то он искренне понимает неизбежность перемен. Этой неизбежностью надо своевременно зарядить и коллектив. Когда у предприятия есть стратегия развития, то она учитывает слабые звенья в бизнес-модели и системе управления, и предлагает пути решения насущных и будущих проблем. Но, зачастую, стратегия отсутствует, и предприятия реагируют на необходимость перемен, когда уже «гром грянул». Ведь, если качественно работает планово-экономическая служба, например, то при малейшем сигнале об изменении цены на сырье, энергию, газ, трудовые ресурсы и т.д. руководителю тут же доложат что грядущее повышение сырья на 5 %, съедает 2% маржинальной прибыли. Таким темпом, мы до конца года станем нерентабельны. Но, поскольку руководство не ставит таких задач (оно обеспокоено выполнением плана: штампуем и все), то и службы не спешат докладывать об важных изменениях во внешней среде. Все сосредоточены на внутренних процессах. Поэтому реформы проводятся, когда уже деваться некуда. Отсутствие стратегического управления и системы слабых сигналов, в частности, приводит к тому, что на реформы тратятся намного больше времени и ресурсов. Это как болезнь, не среагировали своевременно - под нож или в ящик. Простите за бесцеремонность. Вспомните
этапы поражения предприятия кризисом:
На каком этапе вы? Перезагрузка
состоялась. Или нет? Все накрылось «медным тазом»?! Помнится, в
комитете по промышленной политике ВР Украины, на собрании руководителей
крупных предприятий металлургии и машиностроения, один из руководителей в своем
выступлений сказал, обращаясь к председателю комитета ВР, цитирую: «…Вы
нам обеспечьте сбыт, все остальное мы сами...». Это элита украинской экономики.
Вы можете себе представить, чтоб руководитель предприятия по производству
пластиковых окон-дверей или строительных смесей сделал такое заявление. Нашим
генералам от большого бизнеса на 20 году существования в рыночных условиях и
невдомек - что сбыт ( в широком понимании) это и есть ВСЕ. Ведь, если у
вас есть анализ рынка, есть та продукция, которая необходима рынку, того
качества, по той цене - то есть и сбыт. А если не берут – кризис, значит, ищите!
- ищите, как это делает средний и малый бизнес. Ведь если у вас все окей
в технологии производства, в затратах, значит, ваша продукция будет
востребована. А если она добыта на доисторических шахтах, по технологиям
столетней давности, то и не могут быть конкурентными. Не всегда же выезжать на
дармовой рабочей силе и электроэнергии. Пора самому что-то делать. Как правило,
проект преобразований инициируется после выявления нежелательных явлений и
определения коренных первопричин таких явлений. Если эти НЯ критичны для
бизнес-процессов и сила негативных последствий растет, то преобразования
неизбежны. И чем быстрее, тем лучше. Сегодняшний кризис показал, что многие
предприятия при падении спроса не могут даже использовать традиционный прием
конкурентной борьбы за потребителя - снижение цен. Поскольку издержки
изготовителя превышают рыночные цены в период спада потребления. Как тут не
задуматься об оптимизации производства и поставок. Здесь важен верный диагноз.
Он и покажет «как! все запущено». Этот диагноз и определит, какими будут
изменения Гораздо
спокойней воспринимается решения неотложных (кризисных) проблем. Чем хуже
состояние дел, тем лучше понимание о необходимости перемен. Но ведь ситуацию
специально не ухудшишь, чтоб получить понимание и одобрение сотрудников. Но
показать, каким может быть итог неправильного движения компании, нужно. Лояльны
сотрудники и к изменениям, предложенные средним звеном или им самими. А вот
проблемы кардинальные, на упреждение проблем, или, для внедрения прорывных
стратегий, здесь следует прибегнуть к политике кнута и пряника, убеждений и
принуждений. Изменения -
это системная работа, а не аналитическая и не проектная. Поскольку, не успев
что-то изменить в одних параметрах, вы получаете изменения в других
характеристиках. Здесь важен комплекс мер. Иногда спорят
с чего начинать: с самого трудного (непопулярного) или самого простого.
Опыт показывает: делайте все планомерно, следуя логике событий. Не важно где
будет самый труднопонимаемый этап. Важно чтоб вы о нем предупредили
исполнителей и убедили в необходимости такого шага. А извращать логику событий,
оставляя что-то "на потом", не следует. Другое дело,
когда это непопулярное действие касается внешнего фактора. Тогда действия
должны быть подчинены общей стратегии на этот период. С одной стороны,
именно в сезон продаж следует испытать новые инструменты маркетинга и продаж,
выводить новые продукты и идти на новые рынки. Но делать это следует аккуратно.
Если в сезон распродаж вы начинаете что-то резко менять, вряд ли это добавит
вам приверженцев среди потребителей. Изменения в сфере внешнего управления и
влияния, должны быть проведены с предупреждением партнеров об изменениях, или,
хотя б с временным лагом для их информационной адаптации к вашим шагам. Главным
здесь является координация работы ваших внутренних служб. Вспомните «эффект
операциониста», когда результаты выверенного стратегического плана, «роскошной»
рекламной компании были сведены к нулю. Сделали все, кроме одного: о масштабных
акциях забыли предупредить исполнителя-операциониста. Итак,
внутренние изменения проводим планомерно. Внешние обстоятельства обязательно
учитываем, и, они являются решающими в принятии решений о времени изменений. Этапность
позволяет адаптироваться к изменениям Контроль
графика событий: незначительный расхождения план - факта возможны, но в
ключевых процессах все должно состоятся на 100%. Особенно на подготовительном
этапе, ведь если вы, не учли какую-то важную деталь на подготовительном этапе,
то она и не будет рассматриваться в качестве объекта для изменений. Например:
вы не учли какой-то существенной статьи расходов на подготовительном
этапе, то и генерировать идею об ее уменьшении никто не будет. Какой тогда
эффект от таких изменений? Именно первые этапы должны быть тщательно
подготовлены и проведены. Тогда и массовое вовлечение исполнителей даст
позитивный результат. Когда мы
говорим о проектных группах, то часто руководитель отдела, от которого человек
делегирован в проектную команду, блокирует текущую работу сотрудника в отделе.
Мол, есть текущие задачи, за них нам и платят деньги. А проект – это еще вилами
по воде.…Такая ревность не имеет ничего общего с целями предприятия. Поэтому
«мягкие факторы» культуры компании очень важны для успешных преобразований. Когда работает
регулярный менеджмент, и выполняются стратегические задачи, идет мониторинг
хода их выполнения, то оперативная работа ведется не в авральном и ручном
режиме, а имеет планомерный и обозримый для действий и изменений характер.
Зачем эти прописные истины. Затем чтоб поставить решающий вопрос. Вы готовы в
следующие 12 месяцев увеличить производство/продажи на 100%. Нет? Почему? Вот
этот вопрос и есть главным для руководителя в стратегическом срезе. Что, какая
служба, какой бизнес-процесс, первым приходит на ум, как не готовый и близко
подойти к таким показателям. Руководители, всегда находят простой ответ – нет
денег и нужны новые технологические линии. О деньгах не будем, это вопрос рынка
и имиджа предприятия (внешние факторы). А вот поиск внутренних резервов
покажется очень интересным. Что будет, если запустить вторую смену, а третью?
Нет специалистов? А почему? Нет ПТУ в городе, или нет системы подготовки на
предприятии кадрового резерва и воспитания молодых специалистов? Ведь вы над
этим уже задумывались? Или нет? А работа по субботам. Понимаю, в выходные,
переплата. Но вы хоть интересовались - а какой маржинальный доход мог бы
покрыть работу в выходные? Например, в не сезон вы ежемесячно актируете
продукцию, закрываете наряды, получаете премии и т. д. А ведь продаж то нет.
Так зачем же проводить последние операции (например, сборки, покраски,
предпродажной подготовки), когда это можно будет сделать с приходом
активизации продаж. Тогда и будет востребована ваша готовая продукция. А сейчас
деньги с последних операций перенаправьте на основные закупки и процессы
для подготовки максимального задела на время сезона. У нас же: выпускается
готовая продукция, ставится на склад, консервируется, гниет, ржавеет, а когда
сезон, опят затраты на обновление товарного вида и функциональность. И так
далее… То есть, если с аккумулировать всю имеющуюся ресурсную базу, что из этого получится? Тогда вы увидите свои слабые места. Не следует подчищать что-то мелкое, когда такие большие невостребованные резервы есть. Конечно, рынок, говорит о том, следует производству напрягаться или нет. Но ведь рынок тоже можно развивать – так ведь делают лидеры отрасли. И если стратегический маркетинг у вас хромает, так с него и начните преобразования. Ведь нечего улучшать качество продукции, закупать дорогое для этого оборудование, если ассортимент резко меняется и задача не в сиюминутном улучшении качества, а в динамичной реакции на изменения на рынке. Это все прорывные стратегии и агрессивный маркетинг. Точнее их факторы. Но ведь и отдача то соответствующая. Именно они (прорывные стратегии) формируют увеличение доли рынка, одновременно увеличивая денежный поток. Если вы еще и экономно отнеслись к производству и оптимально к затратам в развитие, то годовой отчет покажет и увеличение прибыльности и улучшения показателей возврата инвестиций. Вот и вся концепция улучшения состояния дел на предприятии. Когда это делать? Во времена кризиса. Конечно, легко
слово молвится, да нелегко дело делается. Но я о проблематике. Много ли
руководителей, хотя бы гипотетически ставили такие задачи? Большинство из
текучки и ручного управления не выходят. Ведь не везде застарелая
технологическая база. В большинстве это вопросы стратегии и логистики
бизнес-процессов. Более того, есть предприятия (встречал в водочно - ликерном
бизнесе, есть, наверное, и в других отраслях), которые перевооружились
технологией производства в конце 90-х, а через десять лет на пороге вылета с
рынка. Почему? Да потому, что когда задумывался вопрос замены технологии, не
ставился вопрос рынка. А когда рынок вырос, он уже принадлежал более
настойчивым в маркетинге и дистрибуции, а технология производства не играла той
роли. Это закон рынка. Ищите факторы, важные для рынка, а не для своих
производственников. Будет рынок, будут деньги – обновите и технологию. А
обратный порядок, это телега впереди лошади. (продолжение следует...) Источник: http://adam.yesblog.ru/ | |
Просмотров: 432
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |