Главная » Статьи » Мои статьи

С кем делить деньги и славу?

   Что делать самому, а что отдавать в аутсорсинг

На Рис.1 определен уровень интеграции и кооперации при различных уровнях компетенции и стратегической важности процесса.

               

Уровень компетенции следует определять как соотношение качества к удельным издержкам по сравнению с конкурентами. Стратегическая важность определяется удельным весом процесса, детали, узла, услуги и т.п. в себестоимости продукта. Также следует определить рентабельность отдельных этапов цепочки создания ценности. Если ваша общая рентабельность составляет 25%,  а некоторые процессы или изготовление отдельных узлов несколько переделов раньше дают 50%, то вы можете специализироваться на этих процессах как отдельном сегменте бизнеса. Есть предприятия, у которых себестоимость, например, порезки, гибки и сварки довольно низкие. И рентабельность этих услуг для рынка составляет до 40-50%. В то же время готовый продукт имеет рентабельность всего 15-25%. Если спрос позволяет, вы должны разработать продвижения этих высокорентабельных компетенций на рынок.

Так может формироваться новая бизнес-модель предприятия.

Для машиностроительных предприятий существует как минимум две абсолютно различающиеся модели:

Инжиниринговые компании и компании «под заказ»

Проводя диагностику стратегического управления на предприятиях машиностроительного комплекса, не раз убеждался, что наши руководители держат раздутые штаты конструкторов и технологов, в то время когда 80% прибыли приносят субподрядные заказы на производство узлов для продуктов других фирм. Не имея ни развитой системы обработки заказов, улучшения качества, производительности, такие предприятия не могут в будущем претендовать на лидерские позиции. И наоборот, компании, имеющие продукты своей разработки, должны усиливать свои сильные стороны путем улучшения конструкторской и технологической базы, знаний в этих областях, использовании ИТ данного профиля. В таких компаниях должен быть развит маркетинг, ведь рынки таких компаний должны быть обширны. То есть, если вы имеете возможность разрабатывать свои продукты именно это и развивайте, даже в ущерб операционным моментам производства.  Вспомните NIKE. У нее нет своих производственных мощностей, тем не менее, линейка ее продукции обновляется каждый сезон, и компания не упускает возможности заработать в секторе спортивной одежды.

Эффективность управления показывают компании, сконцентрированные на конкретной бизнес-модели добавленной стоимости. Услуги по изготовлению деталей узлов (субподряд) это один подход. Разработка своего продукта и его продвижение - совсем другие ценности и управленческие инструменты. Объединить два подхода означает рассеивание усилий. Но если у вас уживаются две модели, то и развивайте их как два направления бизнеса.

Поскольку эти подходы разные по целям  то и системы управления разные.

1.                   Для субподряда (под заказ) важно:

  • низкие цены;
  • своевременность изготовления заказа;
  • четкое соответствие спецификации изделия;
  • малое транспортное плечо;
  • удобная система оформления заказов и отпуска продукции.

Модель субподряда – это изготовление комплектующих и узлов под разработки и чертежи заказчика. Здесь должны быть сильны производительность, экономичность, гибкость и динамичность производства. Также важны возможности технологий и планово- диспетчерских служб.

Потребителей, как правило, немного. Маркетинговые усилия направлены на изучение технологий, производства, сырья. Часто это работа в формате продажи услуг (резки, гибки, оцинковки, гальваники, мехобработки, термообработки, и т.д.).

В субподряде мотивация от сэкономленного. Поэтому важна затратная часть на этапе закупок и производства.

Ценообразование по целевым запросам заказчика.

Управление издержками в координатах таргет-костинг (от затрат, от ценовой планки заказчика).

Планирование от конкурентов.

2.                   Для инжинирингового машиностроения важными являются:

  • высокая функциональность изделия;
  • наличие развитой инфраструктуры гарантийного и сервисного обслуживания;
  • развитая дистрибуция запчастей;
  • широкий охват рынка и присутствие на целевых рынках.

Инжиниринговый уровень определен своим конструкторским центром, технологической структурой, развитым маркетингом готовых изделий и т.д.

Ценообразование от ценности для потребителя, от рыночной конкуренции, от рентабельности.

Управление издержками: баланс высококачественного, функционального изделия и покупательская ценность потребителя.

Планирование от амбиций, от рынка и от ресурсов.

Маркетинг сосредоточен на поисках прибыльных рынков, имеющих потенциал развития. Задача маркетолога в этом цикле: дать четкие ориентиры о тех характеристиках и преимуществах, которые важны для потребителя. В инжиниринговой модели важным является увеличение рынка сбыта, географического охвата. Поэтому мотивация заключается не в экономии, а в эффективности использования ресурсов НИОКР, маркетинга и сбыта.

Цепочка создания ценности: поставки – производство - сбыт в управление предприятиями инжинирингового типа дополняются бизнес-процессами разработки продукта, гарантийного и сервисного обслуживания. Перепроверьте все основные бизнес-процессы, где вы отстаете от лучших в отрасли, где сильнее. Где отстаете, ищите пути усовершенствования этих процессов. Не замыкайтесь на ресурсной базе – она, как правило, устаревшая.

Производство в сильных инжиниринговых компаниях отдают в субподряд, оставляя себе технологические узлы, доступные вашему станочному парку и имеющие высокую добавленную ценность.

Хорошим приемом является изучение бизнес-процессов разработки, вывода продукции на рынок, а также сервисного обслуживания не в лидеров отрасли, а в лидеров абсолютно несвязных отраслей, где эти процессы имеют доминантное положение в цепочке добавленной стоимости.

Есть и общие задачи, характерные обоим бизнес-моделям:

·         Уменьшение затрат по  трудо-энерго-материалоемкости (минимум)

·         Уменьшение сроков производства /разработки и вывода новой продукции  (минимум)

·         Улучшение качества  производства/разработки и вывода новой продукции (максимум)

(Продолжение следует…)



Источник: http://adam.yesblog.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: адам (30.01.2012) | Автор: Адам Гудзий E W
Просмотров: 224 | Комментарии: 1 | Теги: стратегия, сбыт, маркетинг, реорганизация, изменения, конкуренция, управление | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: